Бодлер - старьевщик

25 марта А.А.Жигарь побывала в УрФУ, где в актовом зале первого учебного корпуса (пр. Ленина, 51) состоялась публичная лекция специалиста по творчеству Пруста и Бодлера, профессора Колеж де Франс  Антуана Компаньона. Тема выступления - "Бодлер - старьевщик Парижа". Гостя представил публике Д.В.Бугров, первый проректор УрФУ и директор Института гуманитарных наук и искусств.
      Почему старьевщик? Как выяснилось, в 1830-50-х годах эта профессия была необыкновенно популярна в Париже. По мнению ученого, старьевщики - первые успешные предприниматели. Они копались  в мусоре и выбирали все, что можно пустить в дело, из старого и ненужного создавали нечто новое и ценное. Даже из костей им удавалось получить фосфор для спичек и желатин для десертов. На гравюрах того времени можно найти их изображение: в руке крючок, на плече сумка для собранных "сокровищ". В старьевщики, как правило, попадали люди находчивые, с большим жизненным опытом: солдаты наполеоновских войн, рецидивисты, обитательницы публичных домов.
         Старьевщик во Франции середины XIX века - это символ свободы, носитель новой философии: "Ничто не умирает, ничего не теряется, все трансформируется". Этот лозунг взяли на вооружение литературные "старьевщики" - журналисты, писатели. Профессор продемонстрировал картину, где изображен Эмиль Золя в образе старьевщика, собирающего в ящик факты действительности и потом использующего их в своих произведениях. Ящик старьевщика, таким образом, стал метафорой, раскрывающей суть творческого процесса свободного художника.
Лекция организована при поддержке "Альянс Франсез Екатеринбург" и Посольства Франции в России. Анонс лекции на сайте Альянса Франсез. Отчет о лекции на сайте УрФУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий