Подготовка к олимпиадам

ЛИТЕРАТУРА


Анализ текста

Проанализировать небольшой прозаический или поэтический текст – с этим заданием встречаются участники олимпиады по литературе. Как это сделать в условиях ограниченного времени?

1.     Читаем тексты и выбираем тот, который нам ближе (если есть выбор, конечно).
2.     Внимательно изучаем задание (вопросы, которые необходимо осветить, нельзя игнорировать  - в ключах для проверки за них предусмотрены баллы)
3.     Пишем черновик

Прозаический текст

Обычно это небольшой рассказ. Читайте два раза подряд.
Первый раз – ознакомительное чтение, старайтесь отследить сюжет, разобраться с системой основных образов.
При втором чтении обращайте внимание на детали. Если решитесь работать именно с этим текстом, то читайте третий раз, отвечайте для себя на следующие вопросы:
1.     Что хотел этим текстом сказать автор?
2.     Какие чувства, ассоциации, мысли возникают при прочтении?
3.     Есть ли  какие-то яркие авторские приемы, которые сразу бросаются в глаза (вы можете от них оттолкнуться, «раскручивая» ваш анализ: например, повторы отдельных слов, образов, обстоятельств, описаний и пр., сквозное противопоставление, включение эмоциональной лексики, кольцевая композиция, четкое деление на части)?
4.     Выделите важные слова, отдельные высказывания, характеристики, которые можете использовать в вашем анализе.
5.     Есть ли узнаваемые исторические факты и обстоятельства, указание на другие литературные источники?

Теперь нужно продумать концепцию вашей работы. От чего оттолкнуться?
Выберите какую-то схему анализа. Варианты:
1.     Сюжет, композиция (анализировать текст, отталкиваясь от структуры текста или событийной канвы),
2.     Автор, герой, рассказчик (если отчетливо слышен голос автора, можно выделить интонации, охарактеризовать его позицию),
3.     Образ, мотив (если можно выделить сквозные образы или один образ, изменяющийся, раскрывающийся, получающий дополнительные оттенки на протяжении повествования),
4.     Средства выразительности, языковые уровни (если выбирать этот путь, то итогом должен стать вывод – для чего все эти средства нужны, какую идею помогают автору воплотить; этот вид анализа уместен тогда, когда оригинальный авторский стиль обнаруживается с первых строк, читателя интригуют какие-то приемы – метафоры, краски, звуки, детали, специфический синтаксис)

НЕ  ЗАБЫВАТЬ! Анализировать текст можно только в единстве формы и содержания. Перечислять приемы – не самоцель, главное – показать, что с их помощью доносит до читателя автор.

На что еще можно обратить внимание?
Название (необычное, загадочное, скрывающее смысл, подталкивающее к пониманию, парадоксальное).
Хронотоп (пространство и время) – указание на вечность мироздания и конечность человеческой жизни, как течет время, есть ли временные пласты, замирает, бежит, время героя течет не так, как у других героев и пр.; пространство – как создаются объем, территория, какие детали формируют интерьер, какое место в пространстве занимает герой и пр.
Историко-литературный контекст – параллели, сопоставление, аналогии с другими эпохами.

Поэтический текст
Что стоит отметить при создании вашего аналитического текста:
1.     Лирический герой – кто он, какие чувства его переполняют…
2.     Ролевой герой - если есть(персонаж стихотворения, его речь может звучать монологически или в диалоге) – какими чертами наделен, что в нем подчеркивает поэт и пр.
3.     Композиция (смысловые части) – по какому принципу можно произвести деление (меняется настроение, противопоставлены образы, жанрово и стилистически неоднородные и пр.)
4.     Жанр стихотворения очень влияет на наше понимание текста (законы жанра диктуют выбор средств) – элегия, эпистола (послание), эпиграмма, баллада, сонет и пр.
5.     В стихотворении есть размер (количество стоп и размер влияют на мелодику стиха и наше восприятие) и рифма (задает ритм или делает его более напевным). Если пишете о стихотворении, то размер определять обязательно!!!
6.     В стихотворении часто используется звукопись (повтор согласных – аллитерация, повтор гласных – ассонанс), которая иллюстрирует, подчеркивает то, о чем говорится в стихотворении.
7.     Средств выразительности в стихотворении гораздо больше. Их нужно не перечислять!!!, а строить предложение ПРИМЕРНО по такой схеме:

СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ «процитировать его» ПОДЧЕРКИВАЕТ / ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАТЬ ОБРАЗ / ОБРАЩАЕТ, ОСТАНАВЛИВАЕТ ВНИМАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ НА…

Анализируя стихотворение, используйте выражения: «лирический сюжет» (изменение, развитие чувств лирического героя), «поэтика стихотворения» (набор средств выразительности), «лирический герой», «центральный образ», «лейтмотив» и прочие термины.

Общие замечания:
Ваша работа должна иметь вступление и заключение. Обязательно определите ИДЕЮ (главную мысль) анализируемого текста. В финале можно обратить внимание на современность затронутых в произведении проблем или, наоборот, на их вневременной характер.
Если вам предложено написать работу в определенном ЖАНРЕ (выступление, письмо, репортаж и пр.), не забывайте о ЖАНРОВЫХ  ПРИЗНАКАХ! Устное выступление должно иметь риторические приемы (обращения, восклицания, вопросно-ответную форму повествования) и т.д. В письме обращение, личный характер и подпись. Словарная статья – определение термина и пример его использования в речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий