Дальняя дорога или большая любовь: семинар учителей-словесников

30 октября в Доме учителя состоялся необычный семинар для учителей-словесников. Его тема - подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе. Но прежде чем обсудить насущные методические проблемы, преподаватели города поделились воспоминаниями об ушедшем от нас 5 лет назад выдающемся литературоведе, профессоре  педагогического университета, заведующем кафедрой современной русской литературы Науме Лазоревиче Лейдермане.
На вопрос руководителя городской ассоциации учителей-словесников  Т.Е.Коптяевой  "Кто из присутствующих учился у Лейдермана?" большинство преподавателей подняли руки. Справедливости ради надо сказать, что выпускники других вузов (как автор этой статьи, например) тоже знакомы с деятельностью профессора  по его учебникам, методичкам и, конечно, по курсам повышения квалификации.
Аплодисментами встретили педагоги Лилю Иосифовну Вассерман - вдову Наума Лазоревича.


Они с супругом познакомились еще в школе и вместе приехали на Урал из Одессы после окончания университета. Лейдерман уже в те годы обладал необыкновенным темпераментом и кипучей энергией: преподавал, писал сценарии для телевидения, сотрудничал в журнале "Урал". И все-таки главным делом его жизни, по мнению Лили Иосифовны, была литературная критика. Его рецензии и обзоры легли в основу двухтомного учебника по современной литературе, который и сегодня не потерял своей актуальности.
     После небольшого фильма о профессоре преподаватели вернулись к теме семинара и обсудили методику подготовки старшеклассников к выпускному сочинению. Возвращенное в школы страны в прошлом году, оно вызвало смятение как среди выпускников, так и среди многоопытных педагогов. Каждый старшеклассник теперь должен уметь писать два вида текстов: четко структурированное - ни шагу в сторону! - сочинение по русскому языку объемом 150 слов и свободное, предполагающее выражение собственного мнения сочинение-эссе по литературе объемом 300 слов. 
     Какие произведения порекомендовать старшеклассникам? Как выстроить композицию работы? Какое тематическое направление из объявленных (Дом. Время. Путь, Любовь. Год литературы.) наиболее интересно и понятно выпускникам? Вот только некоторые вопросы, затронутые в выступлениях докладчиков. 
     Профессор С.И. Ермоленко представила свое видение образа пути в лирике Лермонтова и в романе "Герой нашего времени".


Светлана Ивановна напомнила о важности исторического и литературного контекста для понимания дорожной символики  в произведениях поэта.
     Доцент Л.Д.Гутрина предложила коллегам для подготовки к сочинению в рамках тематического направления "Путь" обратиться к  рассказам Нины Дашевской из сборника "Около музыки". Истории из жизни современных подростков должны понравиться старшеклассникам не только искренностью интонаций и юмором, но и тем, что рассказы четко делятся на "мальчишечьи" и "девчоночьи" - вот почему, по мнению Лилии Дмитриевны, каждый выпускник найдет что-то своё в новой книге писательницы.
     Профессор Н.В.Барковская в рамках подготовки к тематическому направлению "Год литературы" предложила учителям и их воспитанникам поразмышлять о роли книги в необычном  современном формате.
Нина Владимировна рассказала о Волошинском фестивале поэзии, проходившем в сентябре 2015 года в Коктебеле, где был представлен необычный жанр - киностихотворение. Лауреатом  фестиваля 2015 года стала Вера Павлова с мультстихотворением "Похороны куклы". За кадром звучит голос автора, а на экране появляется лаконичная графическая история - небольшой мультфильм. Дополняет восприятие стихотворения музыка Чайковского из "Детского альбома". Имеет ли такой вид визуального воплощения поэзии право на жизнь и заменит ли он традиционную печатную книгу - вот вопросы, над которыми можно поразмышлять в сочинении. Посмотреть ролик можно здесь

     Далее выступили учителя-практики: М.А.Алексеева из СУНЦа,  Т.Д.Кочубей из гимназии № 2 и другие коллеги. Несмотря на разность подходов к обучению этому виду письменной работы, во всех выступлениях прозвучала мысль о том, что учителям нужно выработать единое видение конечного результата. Итоговое сочинение по литературе требует пересмотра приемов обучения письменной речи, так как не имеет ограничений в виде указания на конкретное произведение, отсутствуют и жесткие требования к структуре работы. Однако эта кажущаяся свобода не должна сбивать выпускника, и задача учителя - научить конкретизировать тему работы, формулировать основной тезис сочинения и подбирать для аргументации своей позиции художественные тексты. 

     Семинар продлился дольше заявленного времени, так как вызвал неподдельный интерес аудитории и  дал возможность педагогам "сверить профессиональные часы". Все презентации докладчиков в помощь учителям и ребятам будут выложены здесь.
Автор: Никитина Н.Р.

Комментариев нет:

Отправить комментарий